Светлана Василенко. ОСТАНОВИТЬ МГНОВЕНИЕ
Странная вещь – один из самых тончайших, изысканнейших и нежнейших современных лириков, – Александр Радашкевич, чьи стихи благоухают, как ухоженные – от розы до фиалки – садовые цветы, вдруг взял и написал сценарий (киноповесть) “Соната для троллейбуса”. Хотя никто ему этот сценарий не заказывал, не просил. Спрашивается: зачем же Александр Радашкевич его написал? Тем более, сценарий, как известно, многими писателями считается низшим жанром литературы, переходным, находящимся на стыке литературы и кино, и, имея прикладное значение, без постановки в кино, как бы и не существует.
Мне кажется, разгадка написания данного произведения кроется в двух словах посвящения: “Памяти 70-х”. Ясно и четко поэт говорит нам, что главным героем в этом сценарии будет не кто, и не что иное, как само Время. Вслед за великим поэтом, воскликнувшим “Остановись, мгновение! Ты прекрасно...”, Александр Радашкевич поставил себе цель остановить, повернуть время вспять. Но запечатлеть вечно бегущее, как вода в реке, текущее сквозь пальцы, время, – это подвластно пока только кинематографу.
И поэт решился. Он смело вошел в реку времени, написав сценарий о 70-х годах ушедшего столетия, когда многие из нас, и автор в том числе, были молодыми.
И удивительно: оказалось, что когда поэт пишет сценарий, то, как при сварке, при сверхвысоких температурах, при соединении разных металлов, на стыке высекаются искры и получается совершенно новый сплав, – так и на стыке двух искусств, поэзии и кино, рождается совершенно новый жанр, который условно можно назвать кинопоэмой.
Условно, потому что названия явлению, когда на вас вдруг обрушивается сама живая жизнь и само живое время 70-х годов, описанное так выпукло, зримо, музыкально и живописно, со всеми мельчайшими поэтическими и бытовыми (где быт и поэзия сливаются) подробностями того времени, с необыкновенным и трепетным чувством к прошлому, людям из прошлого, описанных с такой чистой, искренней, благородной интонацией, – так вот, названия этому явлению еще нет.
А впрочем, наверное, все же есть.
Явление это – поэзия Александра Радашкевича, не убоявшегося вместе со своим главным героем, тоже поэтом, который водит троллейбус по Ленинграду тех лет, лететь на полной скорости в ночи за ускользающей Красотой, – и разбиться насмерть.
Но – чудом – выжить. Такое может только поэт.
Светлана ВАСИЛЕНКО (Москва) |