Из сборника "ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА - 2024" (Льеж, Бельгия)
ПАМЯТИ ДАНИ
пусть пройду я незамеченным
всё одно уйду не сломан
и живу неонемеченный
не расставшись с русским словом
Даниил Чкония
И вот блеснула детская улыбка и солнышко
грузинское в глазах совсем не там, но, уж
конечно, тем, стихи укрылись лунной пылью,
и голос грешным ветром растворился в никем
не чаемых краях. Как в германских гравюрных
ландшафтах или в замках змеистой Луары, ты
снова станешь лучшим гидом в тех атласных
сквозящих лугах, светло вещающим на чистом,
на бывшем русском языке. И вот уж с хлюпкого
паромика живых шлю и тебе, мой поздний брат,
поклон разминовенья. И пусть вокруг долдонят
вдруг о смерти, но тебе она нет, не к лицу, хоть
место, где ты жил в душе, теперь болит, болит.
ТАК
Так тают острова воспоминаний, и стылая вода
стирает рифы мшистые надежд, так верим куцым снам,
струимым мнимой явью, за диво пречистое мира и
скотство слепое его, творя создавших нас богов и
воплощая то, что нас развоплощает, так молкнет
музыка забвенных ожиданий за стайкой кремоватых
облачков, несомых безоглядно в невозвратность, и пух
каникулярных тополей так стелет ветреные тропы
необратимых берегов, так рассудок заблудший точит
исподволь души по немым закуткам мирозданья, так
вспоминают изредка себя, как съехавших давным-давно
соседей, чьи позабылись напрочь имена и стёрлись
подъездные лица, так убивают беспутное время и
потому, что его не осталось, и оттого, что весь век
впереди, так заплывают в нагие сны рассвета все те,
кто нежно населял отснившиеся жизни и кто за воздухом
свинцовым вздыхает пряно про себя, и то, что складывало
мир по кубикам любовного познанья, его так предаёт
небрежно и отрекается покорно от себя, так разползается
по белым швам и этот стих, который ты примеришь
на себя, гарцуя в сизом зеркале неверья, так тает всё
в незрячем взгляде, творившем рваный свет, и ты,
обняв обратные ветра и пригубив вина заоблачного
цвета, сольёшься так оплавленным лучом
с заплаканной апрельскою капелью.
ТРЕТЬЯ ВЕНЕЦИЯ
Тебя не замарает авангадость и не изранят
праздные шаги – зелёная вода стирает явь
брезгливо и бесстрастно, и мраморные львята
на мраморных балконах незряче пялятся,
как древле, в опалово-подлунную лагуну, где
проплывают мимо снов гравюрные палаццо
в вивальдиевых ларго, недвижимо, где суетно
снуют гробы повапленных гондол, поблёскивая
сумеречным лаком, где на бронзовой шляпе
Гольдони восседает пугливая чайка. Ты
в съеденных веками зеркалах и в колоннах,
одетых в бархат, в драгоценных надгробьях
незнаемых дожей и смарагдовой ртути каналов
ждёшь каждого, как никого, кто пропадает
тут навеки в забитом стрельчатом окне,
ёжась в сотлевшем парчовом халате.
* * *
Нам светят звёзды, которых нет уж
миллионы зим, нам, кого миллионы
не будет. Лишь паладины снов и те,
все те, кому больней, творят себя
самозабвенно для пущей нежности
и зёва чёрных дыр. Всё кончится
в мирах, где не встречали «певца любви,
певца своей печали», где мы проснёмся
мёртвыми сначала на той звезде,
которой больше нет.
ИМПЕРАТОРСКИЙ ВАЛЬС
В синекрылом Кайзер-вальсе, в шабаше
жемчужных бликов это были только люди,
просто с небом, нежной далью, лесом, птицами
и болью, с понедельничным галопом и
воскресною тоскою, с повечерними стихами
над мерцающей лагуной, с оплывающей свечою
недочитанных романов, только с памятью
в облатке и с лекалом учтивых писем, лишь
с эмалевым портретом недопрожитого лета,
только с ликом одиноким непрописанных
полотен, с недоверенной любовью на пороге
крестных судеб; лишь живым они отжили,
населяя его несмышлёной душою, и никто
им не застил мельканьем этой призрачно
сверенной яви; в лебедином Кайзер-вальсе
это плыли люди были на лазоревой планете,
что влюблённо кружили забытые боги.
* * *
Писать стану ясно и просто
И ратникам духа внимать,
Где белые сливы погоста,
Где времени раненый тать,
И ряску недвижного Тибра
По заводям вязким верлибра
Веслом оловянным снимать.
Писать буду вкось, понарошку,
Как в лунные травы вплывать,
Где запах печёной картошки
Питает незримую рать,
И ветер пустой и последний
Поможет мне в праздной передней
Не знать, не любить и не врать.
Слепые и древние дети,
По полю – сердец светлячки,
Срываясь в зеркальную бездну,
Как чайки на том парапете,
Бессмертны, легки, бесполезны,
О как мы любили на свете
Придумать, поверить, пройти.
|